Источник: Михайлов Б. Д. Город в степи // Мелитополь: природа, археология, история. — Запорожье : Дикое Поле, 2002.
Первая мировая война, начавшаяся в 1914 году, стала для мелитопольцев, как и для всех граждан страны, началом новых испытаний... В городе, по случаю войны, в зимнем театре были проведены патриотические вечера «Во славу русского оружия», началась мобилизация ополченцев, а мелитопольские заводы Зафермана, Классена и другие переходят к выпуску военной продукции.
Вскоре с «поля брани» в Мелитополь стали прибывать первые беженцы, раненые солдаты и офицеры. К началу 1916 года в доме Мартенса на Гоголевской улице (ныне ул. Чернышевского) проживало более 120 детей, а в самом городе ютились «по углам» 497 человек. Мелитопольская городская Дума, несмотря на финансовые трудности, сумела выделить на содержание беженцев 62 тысячи рублей и частично трудоустроить женщин и подростков.
Однако жизнь в Мелитополе становилась трудной, т. к. война давала о себе знать и в глубоком тылу. Цены поползли вверх...
Источник: Михайлов Б. Д. Город в степи // Мелитополь: природа, археология, история. — Запорожье : Дикое Поле, 2002.
Кровавые события 9 января 1905 года в Петербурге, послужившие началом революции 1905 — 1907 годов, глубоко потрясли трудящихся Украины. Пролетарской солидарностью ответили на них рабочие Мелитополя. Большевистская газета «Вперед» писала об этом 31 января 1905 года:
Мелитополь. Среди массы ходят слухи, что скоро сюда прибудут студенты и призовут к забастовке, к которой все охотно примкнут. Масса толков о петербургских событиях.
В апреле 1905 года большевистский заграничный центр прислал в Мелитополь революционера А. И. Стоянова. Он должен был направлять революционную деятельность социал-демократов, осуществлять связь с ЦК партии через М. И. Ульянову и Н. К. Крупскую. А. И. Стоянов писал в адрес ЦК о состоянии революционной пропаганды в городе:
Здешние организованные рабочие сплошь и рядом стали относиться серьезнее к большевизму, требуют литературы, которой здесь очень мало. От «Вперед» все в восторге... ощущается громадная потребность в крестьянской литературе.
Источник: Михайлов Б. Д. Город в степи // Мелитополь: природа, археология, история. — Запорожье : Дикое Поле, 2002.
В 70-80-х годах XIX столетия Мелитополь и уезд стали центром пропаганды народовольческих идей и местом ссылки революционеров-народовольцев на юге Украины, которые постоянно были под надзором местной полиции. В департамент полиции в Санкт-Петербург и в губернское жандармское управление летели «депеши» с докладами о поведении ссыльных. Так, в 1884 году в Мелитополе находился «на поселении» И. О. Баранов. В 1886 году под надзором полиции был дворянин С. Г. Романенко, который «по ночам (уходил) в глухие и совершенно безлюдные места». В 1884 году шла оживленная переписка о земском враче А. В. Корвацком, высланном на юг еще в 1878 году за участие в революционных выступлениях студентов в Санкт-Петербурге.
Источник: Михайлов Б. Д. Город в степи // Мелитополь: природа, археология, история. — Запорожье : Дикое Поле, 2002.
Царское правительство понимало, что острота аграрного вопроса и бедственное положение сельского населения и рабочих в стране достигли своего апогея.
Чтобы как-то смягчить критическую ситуацию в сельском хозяйстве и предотвратить революционный взрыв, правительство делает первый шаг — создает кооперативные товарищества, в частности, кредитные, которые должны были стать «прогрессом» в улучшении положения крестьянства при существующем строе.
Источник: Михайлов Б. Д. Город в степи // Мелитополь: природа, археология, история. — Запорожье : Дикое Поле, 2002.
В 1861 году царское правительство вынуждено было отменить крепостное право, но Мелитопольский уезд относился к числу местностей, где почти не было крепостного права. Здесь за земледелие брался главным образом свободный крестьянин или немец-колонист, а на помещичьих землях трудились наемные рабочие-батраки (в разгар полевой страды на Мелитополыщине использовался труд более 150 тысяч рабочих-батраков). Естественно, развитие экономики и производительных сил края шло несравненно быстрее, чем в центре, обремененном пережитками крепостничества. Однако в мелитопольских селах, например, в селе Анновке грабительская реформа вызвала возмущение крестьян.
Источник: Михайлов Б. Д. Город в степи // Мелитополь: природа, археология, история. — Запорожье : Дикое Поле, 2002.
В 1842 году Императорским Указом, в связи с новым административным делением Таврической губернии, было определено:
Уездными городами назначить: в Мелитопольском уезде казенное селение Ново-Александровку, наименовав оное Мелитополем... Возложить на обязанность местного начальства — составить для города Мелитополя приличный герб и план, и оные предложения обустройства хозяйственных способов сего города.., внесть на утверждение... даровать городу Мелитополю все правила и преимущества... обратить в мещане тех жителей... которые изъявят на это желание; а прочих оставить в состоянии поселян...
Источник: Михайлов Б. Д. Заселение Дикого Поля // Мелитополь: природа, археология, история. — Запорожье : Дикое Поле, 2002.
Духоборы! Кто они? Откуда появились, какова их религия? Это и сегодня остаётся загадкой. Всё дело в том, что сами верующие не знают своей первоначальной истории. В цивилизованном мире они стали широко известны в 70-х годах XVIII века, когда в Российской империи произошел пугачевский бунт, где среди повстанцев находились и духоборы.
Судьба духоборов трагична, но в сердцах этих людей всегда соединялась сила духовности и веры с беспримерными моральными идеалами. Не случайно с духоборчеством связаны такие корифеи культуры, как Г. С. Сковорода и Л. Н. Толстой.
Источник: Михайлов Б. Д. Заселение Дикого Поля // Мелитополь: природа, археология, история. — Запорожье : Дикое Поле, 2002.
Еще в начале XIX века на территорию нашего края пришли немцы-меннониты и вслед за ними — духоборы.
Меннониты (немцы) — одна из протестантских сект в Западной Европе (Голландии), получившая название от основоположника учения Симона Меннона (1496-1561 гг.), который, будучи сельским католическим священником, в 1531 году присутствовал при казни анабаптистов инквизицией и убедился в правоте учения казнённых. Вскоре, в 1535 году, С. Меннон отрекся от католицизма и полностью отдал себя служению новой вере, став «странствующим проповедником» своих убеждений.
Источник: Михайлов Б. Д. Заселение Дикого Поля // Мелитополь: природа, археология, история. — Запорожье : Дикое Поле, 2002.
На «Генеральной карте от Киева по реке Днепру до Очакова и по степи до Азова...», составленной в 1751 году, междуречье р. Днепра и Берды означено как «степь, где ногайские татары кочуют», границы которой на севере достигали земель запорожских казаков.
Ногайцы — один из многочисленных тюрко-язычных народов и последние кочевники Приазовской степи. Первые их орды появились в нашем крае в 30-40-х годах XIII столетия, когда могущественные татаро-монгольские войска хана Батыя двинулись на Русское государство. Название своё ногайцы получили от имени золотоордынского темника Ногая из рода Джучи, сына Чингиз-хана, который погиб в 1300 году.
Источник: Михайлов Б. Д. Заселение Дикого Поля // Мелитополь: природа, археология, история. — Запорожье : Дикое Поле, 2002.
Город Мелитополь возник в конце XVIII века, после присоединения к Российской империи Северного Причерноморья и Крыма. «Мелитополь» в переводе с греческого — «медовый город». Он раскинулся на живописном склоне западного берега долины реки Молочной, который обозначен на карте 1793 года как «урочище Кизильяр».
В 1784 году Екатерина II своим указом утверждает Таврическую губернию из семи уездов, один из которых — Мелитопольский — занял значительную территорию: западная граница проходила по днепро-азовской степи, а на востоке — до р. Берды. На северо-востоке Мелитопольский уезд простирался до р. Конки, а па юге граница подходила к Азовскому морю. Общая площадь Мелитопольского уезда составляла около 200 000 квадратных верст (верста равна 1,0668 километра).