В реляции князя Г. Потемкина (1784 г.) сказано, что Мелитопольскому уезду
Построить город, наименовав оный Мелитополь. Присутственные места... учредятся со временем сообразно числу и роду жителей.
Кроме того, 22 июня 1784 года Г. Потемкин предписывает Таврическому наместнику Каховскому провести обследование Мелитопольского уезда и представить не только план всей территории, но «доброту земли садов и роды фруктов».
Каховский согласно ордеру Г. Потемкина осмотрел земли на Молочных Водах, где по замыслу правительства должен быть построен административный центр Мелитопольского уезда.
Возникновение нового города в степи было отмечено на «Генеральной карте Российской Империи с разделением на новоучрежденные губернии и уезды 1785 г.», а в «Новом и полном географическом словаре Российского государства» Л. М. Максимовича сказано: «Мелитополь, город в Таврической области, при речке Молочные воды». Позднее, в 1805 году, в полном «Географическом словаре Российского государства» А.М. Щекатова появляется ещё одна запись:
Мелитополь, уездный с 1785 года город Таврической губернии, лежит по реке Молочные воды, составляющих, так называемое, Молочное озеро... расстоянием от Санкт-Петербурга в 2488, Москвы 1768, от губернского города Симферополя к северу в 220 верстах.
После нескольких лет существования Мелитополя роль его как административного и экономического центра не стала заметной в жизни края. Причиной была русско-турецкая война 1787-1791 годов, во время которой прекращается переселение отставных солдат и крестьян в Северную Таврию.
В результате только что появившийся в указах, на картах и в словарях город теряет своё название, административное значение и получает новое наименование по названию балки и бывшего татарского аула — Кизильяр. Центр уезда в 1796 году переносится в г. Токмак, а в 1801 году — в г. Орехов.
Однако селение, возникшее в 80-х годах XVIII века на Молочных водах, продолжало существовать. По крайней мере, в 1796 г., когда на Молочные Воды пришли новые поселенцы, в селении Кизильяре всего «было 7 хат».
В 1795-1796 годах, уже после окончания русско-турецкой войны, на Молочных Водах вблизи села Кизильяра — в балке Песчаной — появляется 6 хат и шинок (питейное заведение) небольшой слободки Новоалександровки (П. К. Дзякович сообщает в «Истории города Мелитополя», что в 1896 г. отмечалось 100-летие Мелитополя, которое прошло «незамеченным» горожанами.), названной в честь русского полководца А. В. Суворова. Вскоре оба селения слились в единый населённый пункт, получивший название Кизильяр-Новоалександровка, но продолжавший фигурировать на картах Российской империи как «Мелитополь» (наиболее значительный приток переселенцев в Кизияр-Новоалександровку произошел в 1811, 1814 и 1816 годах.). Один из пионеров освоения нашего края Павел Ермак, умерший в 1870 году, вспоминал:
Давно это дело было, как он поселялся (город Мелитополь — авт.), ещё при той же царице Екатерине, говорили старые люди... Видит царица, что... казаки и своих шарпают (грабят — авт.) и приказала им выбираться... Тогда часть их удрала до Турецкого Султана, часть пошла на Кубань, а которые и в мужики записались. Один из таких, что записались в мужики, и открыл шинок тут, где теперь Мелитополь, на большом чумацком шляху (дороге) на Геническ и Чонгарский мост. Это, говорят, был первый поселенец в Мелитополе. После козака в шинке этом торговал уже жид, а козак или умер, или ушёл куда — неизвестно; потом народ всё прибавлялся, да прибавлялся, пока это место назвали деревней Александровкой.
В «Экономических примечаниях» к планам Генерального межевания Мелитопольского уезда Таврической губернии в 1834 году о с. Новоалександровке-Кизильяре сказано:
Владения казенного ведомства крестьян, с выделенною в одном месте церковной землёю. Число дворов 297, душ мужских 740, душ женских 754. Речки Молошной на правой стороне, при заливе от оной, и по обе стороны урочища Кизильяра. В селе церковь деревянная во имя Александра Невского. Церковная земля на правом берегу речки Молошной, в селе 6 лавок, в коих производится торговля разными мелочными товарами, питейных домов два. Ярмонки бывает 1-я в неделю Светло-Христова воскресенья, 2-я — июня 29 дня в день святых апостолов Петра и Павла, 3-я декабря в день чудотворца Николая, на которые приезжают купцы из разных городов — торговлю производят более скотом и прочими шелковыми и бумажными товарами.
В 1830 году на ярмарки Новоалександровки-Кизильяра было привезено товаров на 48 609 руб., а в 1847 году, уже во вновь преобразованный уездный город Мелитополь, на сумму 300 тыс. руб. серебром.
Путешествующий по степи И. Андреевский в 1835 году о нашем городе, о тогдашнем селении писал:
Новоалександровка, или Кизияр (в архивных документах тюркское название с. Кизияр пишется в различной транскрипции) 10 верст от Тамбовки. Это селение и дача малороссийских (украинских — авт.) (в 1796 г. Екатерина II подписала Указ о переименовании Украины в Малороссийскую губернию, как провинцию Российской империи (ПСЗ, I № 17594), а народ получил название малороссов, более того, в 1863 году слово „украинцы“ вообще было запрещено) поселенцев между духоборческими землями... Положение Новоалександровки между немецкими, духоборческими и ногайскими поселениями благоприятствует сосредоточению здесь промышленности... и что нужно только некоторые создать (условия — авт.) правительству, чтоб упрочить в этом пункте городское население. У этих-то промышленников, заходящих сюда из Крыма, Новоалександровка известна под именем Кизияра.
В первой половине XIX века селение Новоалександровка-Кизильяр становится заметным населённым пунктом Северной Таврии, так как оно лежало на перекрёстке торговых дорог, ведущих к Азовскому и Черному морям, имело плодородные земли и луга, а река Молочная давала возможность орошения, что имело огромное значение в условиях засушливой северотаврической степи. Такое выгодное физико-географическое положение селения превратило его в дальнейшем в земледельческий и промышленный центр южной степи. И сюда стекались все новые и новые поселенцы из глубин Украины, России, Литвы, Белоруссии, но первыми оказались «старые жители» степи — ногаи, а вслед за ними немцы-меннониты и русские сектанты — духоборы...