Источник: Наталья Питишкина. Новый, 1949-й год... Как гуляли в старину // «Мелитопольские Ведомости» за 30 декабря 2000 г.
Новый год был любимым праздником детворы во все времена. История праздника непростая. После революции елки пытались запретить как атрибут Рождества. Но люди все равно наряжали елку и праздновали за закрытыми окнами. С введением нового календаря Новый год и Рождество «разошлись» на неделю и к концу 1920-х годов запрет сняли. А елку постарались приурочить к 1 января — началу календарного Нового года. Как праздновали новый год в далекие 1930-1940-е годы? Вспоминает ветеран завода им. Воровского Виталий Александрович Овсянников.
По материалам книги: Кумок В. Н., Воловник С. В. «Евреи Мелитополя», том 1. — Мелитополь : Издательский дом МГТ, 2012.
Коммунистическая партия Советского Союза в течение 70 лет удерживала монополию на власть в крупнейшем государстве мира. Из группки нелегалов она стремительно превратилась в массовую и влиятельную организацию. По состоянию на 1986 год в нее входило более 18 миллионов человек, то есть каждый 15-й житель СССР с учетом несовершеннолетних и стариков. Членство в партии требовало жесткого подчинения, но при этом открывало перспективы роста по служебной лестнице. Исключение из партии было суровым наказанием и «аукалось» исключенному до конца жизни.
Источник: Паршин Борис Андреевич. Фотоальбом «Мелитополь» — Киев : Мистецтво, 1983.
Как о чуде из чудес рассказывали своим детям и внукам обездоленные жители маленького ногайского аула Кизляр и Новоалександровской слободы о портовом городе Мелита, в давние времена располагавшемся неподалеку, при впадении реки Молочной в одноименный лиман. По преданиям, этот «медовый» (от греческого «мелитос» — мед) город славился сказочными богатствами, и жизнь в нем была такой же сладкой, как и его название...
Источник: Запорожская область в годы великой отечественной войны. Сборник документов — Запорожье : Запорожское книжно-газетное издательство, 1959.
Постановление бюро Запорожского обкома КП(б)У и исполкома областного совета депутатов трудящихся о мероприятиях по восстановлению города Мелитополя в 1944 году
27 апреля 1944 г.
В целях быстрого и максимального разворота работ по восстановлению города Мелитополя в 1944 г. и улучшения коммунально-бытового обслуживания трудящихся города исполком облсовета депутатов трудящихся и бюро обкома КП(б)У постановляют:
Источник: Михайлов Б. Д. Набор открыток «Мелитополь» (серия «Города СССР») — Москва : Планета, 1987.
Запорожье, Приазовская степь... Кто мог подумать, что в этом некогда необжитом крае с символическим названием «Дикое поле» появится город, который станет «воротами в Крым».
Мелитополю более двухсот лет. И хотя через него пролегали торговые «шляхи» в Крым, проходили ярмарки, собиравшие народ из соседних уездов, десятилетиями Мелитополь оставался захолустьем. Только в 1874 году через город была проведена железная дорога, а через двенадцать лет построен первый машиностроительный завод.
Источник: Лариса Задорожная. Таврическая старина // «Мелитопольские Ведомости» № 31 (2051) за 30 июля 2008 г.
Читая один из выпусков странички «Истории строки», я тоже вспоминала события 1946 г. Одно из них — заготовка топлива. В те годы в нашей квартире, как и в большинстве домов Мелитополя, было печное отопление. Печки были в школах, общежитиях, детсадах, магазинах, в учреждениях. Уголь выделяли по строгой разнарядке, купить его просто так нельзя было ни за какие деньги. Естественно, его не хватало. В жилых домах, больницах — везде было холодно. В учебных заведениях занятия проводили, одевшись в пальто. Некоторые люди ходили на станцию и там между рельсами по кусочку собирали просыпавшийся уголь. Хорошо, если наберешь ведро-два за день...
Источник: Мирошниченко С. П. Мемориальные доски о событиях гражданской и Великой Отечественной войн в г. Мелитополе: история, запечатленная в камне // Мелітопольські краєзнавчі читання. Матеріали регіональної науково-практичної конференції. — Мелитополь, 2013. — С. 83-91.
Много памятных мест золотыми буквами мраморных досок напоминают о героических событиях тех лет. Все здания исторического центра города Мелитополя сохранились, некоторые полностью перестроены, но мраморные, металлические или гранитные плиты с надписью, иногда с изображением, увековечивающие значительные события и даты в истории города установлены на стенах отдельных зданий.
Источник: Роман Клочко. Атеизм по-мелитопольски // «Мелитопольские Ведомости» № 38 (2006) за 19 сентября 2007 г.
«Теплые» отношения между советской властью и религиозными конфессиями стали, пожалуй, уже притчей во языцех. Чего только не делали с храмами: взрывали, разбирали на кирпич, устраивали в них клубы, казармы, складские помещения. Не скрывать своих религиозных убеждений (да что там — даже иметь их) в советское время было своего рода подвигом, причем не только в 30-е годы: «закручивание гаек» продолжалось и позднее, о чем красноречиво свидетельствуют архивные документы.
Источник: Исмаилов В. От короны до трезубца. — Мелитополь : Издательский дом Мелитопольской городской типографии, 2006.
Я стою у межевого камня. Граница верхней части города.
Источник: Михайлов Б. Д. Путь к прогрессу // Мелитополь: природа, археология, история. — Запорожье : Дикое Поле, 2002.
По Всесоюзной переписи населения 1979 года, в городе проживало 160 664 человека, из них мужчин — 74 835, женщин — 85 825. Национальный состав населения довольно пестрый.