Мелитополь — центр Северной Таврии

Источник: Михайлов Б. Д. Город в степи // Мелитополь: природа, археология, история. — Запорожье : Дикое Поле, 2002.

В 1842 году Императорским Указом, в связи с новым административным делением Таврической губернии, было определено:

Уездными городами назначить: в Мелитопольском уезде казенное селение Ново-Александровку, наименовав оное Мелитополем... Возложить на обязанность местного начальства — составить для города Мелитополя приличный герб и план, и оные предложения обустройства хозяйственных способов сего города.., внесть на утверждение... даровать городу Мелитополю все правила и преимущества... обратить в мещане тех жителей... которые изъявят на это желание; а прочих оставить в состоянии поселян...

В 1845 году для города утвержден герб, в котором была отражена историческая символика:

В верхней половине герба, в золотом поле Российский двуглавый черный орел, в воспоминание покорения Тавриды победоносным оружием России, а в нижней половине, в зеленом поле, золотая книга с крестом, в знак поселения в этом уезде христиан.

герб Мелитополя 1845 года

ПРИМ. АВТОРА САЙТА: На самом деле это герб Мелитопольского уезда, а герб для города так и не был утвержден.

В апреле 1846 года в Мелитополе создается полиция, на содержание которой предписывалось 571 рубль 50 копеек, что составляло половину доходов города.

Естественно, встал вопрос о новой застройке города: вместо глинобитных хат, покрытых соломой и камышом, планировалось начать строительство каменных домов и зданий.

В докладной записке предводителя дворянства Мелитопольского уезда от 14 июня 1845 года к губернатору говорилось: «...большая часть жителей сего города, составляя собою сословие государственных крестьян в самом центре оного и наилучших для устройства его местах, имея избы, свойственные сельским обывателям — производя хозяйственную промышленность по своему сословию, хотя и находят сами свои жилища в невыгодных местах для хлебопашцев». По мнению местной администрации, надо было «старых» жителей новоявленного города переселить в пустующие селения ушедших духоборов или дать им место вблизи Мелитополя. В губернии рассудили иначе. В ответе мелитопольскому начальству предписывалось:

...что хотя означенное предположение имеет полезную цель скорейшего и правильного застроения новоучрежденного города плановыми зданиями, но достижение этой цели тем способом, какой предлагает Мелитопольский Уездный Предводитель Дворянства по мнению моему, неудобно и сопряжено с очевидным стеснением для многих нынешних обывателей города Мелитополя.

Однако в июле 1848 года, как доносили губернские власти в Санкт-Петербург, в городе

26 числа истекшего месяца пронеслась в народе молва о том, что Мелитополь через два дня будет тайно зажжен неизвестными злоумышленниками.

И действительно, 29 июля 1848 года в 12 часов ночи над городом возгорелось бушующее пламя. Пожар продолжался до полудня следующего дня. В результате бедствия в Мелитополе сгорело около 30 домов, в том числе здание окружного управления государственных имуществ и питейная контора.

В течении последующих трех-пяти лет в городе появились 5 кирпичных и черепичных заводиков, продукция которых шла на застройку города. Только в 1849 г. в Мелитополе было построено 360 каменных домов и 15 каменных лавок.

Однако город оставался еще двадцать лет со следами «пожарища».

общий вид Мелитополя в конце 19 века

Только в 1867 году утверждается план строительных преобразований Мелитополя и разрабатывается архитектурный облик. Город предстояло строить на склоне правого коренного берега реки Молочной между Кизиярской и Песчанской балками. В центре города, возле уже построенной в 1830 году деревянной Александра Невского церкви, планировалось возвести торговые ряды (магазины, лавки), вблизи разместить торговые конторы, банки, учебные заведения и т. д.

В городе проживало 2 385 человек, в т. ч. 18 граждан дворянского сословия, 20 — духовенства, 198 — купеческого, 90 — мещан, 453 — государственных крестьян, 558 — казацкого сословия (выходцы из Запорожского казачества), 72 служащих нижних чинов.

В Мелитополе собирались ежедневные базары и три раза в год — ярмарки, куда приезжала огромная масса народу, не только из окрестных сел, но и из других уездов. Главными товарами были сельскохозяйственные продукты (зерно, мясо, шерсть и т. д.), а также различные предметы ремесленного и промышленного производства.

На основании Императорского Указа об образовании Мелитополя в 1842 году городу предписывалось около 6 155 десятин земли, однако самому Мелитополю отводилось всего 140 десятин. Город рос, и со временем близлежащие слободки Кизияр и Песчаное вошли в Новоалександровскую или уже в Мелитопольскую поземельную общину, составляющую 12,7 тысячи десятин земли. За пользование пашенной землей и приусадебными участками крестьяне сплачивали налоги, первоначально общине, а позднее городской управе. В обоих селениях, Кизияре и Песчаном, по переписи 1858 года числилось 2 543 мужчины и женщины. Главный доход управе давали зажиточные хозяева и немцы-колонисты. В 70-80-х годах на окраине города появляются крупные землевладения Филибера, Корвацкого и многих других.

Мелитополь превращался в заметный торгово-экономический центр в Северной Таврии и своеобразные «ворота в Крым». Наш город связывал многие населенные пункты юга Украины. «Чумацкие шляхи» протянулись в сторону морских портовых городов: Мариуполя, Таганрога, Бердянска, Геническа, Севастополя, Феодосии, Керчи.

Крестьяне Мелитопольского уезда ежегодно отправляли к морским портам до 1 миллиона пудов хлеба. Днепровские пристани (с. Каменка) принимали лес и различные товары для жителей края. В самом городе возникали торговые лавки, постоялые дворы, трактиры. Так, с 1861 по 1871 год в Мелитопольском уезде появилось 9 трактиров и постоялых дворов, 15 шинков, 25 водочных складов и погребов.

Суммарная стоимость продуктов, поступающих на базары и ярмарки, составляла более 600 тысяч рублей, а сбыт превышал 400 тыс. рублей серебром.

Однако промышленность до начала 70-х годов не получила должного развития. В городе продолжали работать маломощные «заводики»: мыловаренный, свечной и салотопильный, удовлетворявшие потребности местного рынка.

Народное образование в городе и крае развивалось очень медленно. Только в 1847 г. в городе было открыто первое приходское училище, где первым учителем стал бывший губернский секретарь А. Корниенко.

Чуть позже открываются вторая приходская одноклассная и частные еврейская и караимская школы, где обучалось всего около 100 детей. Естественно, этими школами была охвачена лишь одна десятая часть детей, что отразилось на общем уровне грамотности населения. К середине 60-х годов в крае умели читать и писать менее трети мужчин и всего 15 процентов женщин.

Во время Крымской войны 1853-1856 годов Мелитопольский уезд стал прифронтовым. По его дорогам в сторону Крыма направлялись десятки тысяч русских солдат. Их путь к боевым позициям был нелегок в здешних климатических условиях. В сторону Крыма люди и техника, особенно осенью, зимой и весной, двигались слишком медленно. На помощь солдатам часто приходили крестьяне. В лазареты Мелитополя прибывало большое количество раненых и больных защитников Севастополя. Кроме того, сами крестьяне приняли на своё попечение и содержание 2 500 «раненых нижних чинов».

Когда в 1855 году англо-французский флот прорвался к северному берегу Азовского моря в районе с. Кирилловки и бомбил это село, то добровольцы из местных крестьян заняли позиции и тем самым предотвратили высадку вражеского десанта.

За время Крымской войны в Мелитополе резко изменилась численность населения. Из Крыма сюда бежали греки, татары, армяне, караимы и евреи, которые активно включились в экономическую жизнь города. Основным их занятием стала торговля.

Несмотря на героические усилия народа, самодержавная Российская империя потерпела поражение в Крымской войне. В стране назревала революционная ситуация. Необходимость буржуазных преобразований была очевидной еще и потому, что малопродуктивный крепостной труд тормозил развитие капитализма в России. Весной 1856 года из северных губерний Украины и России в Крым двинулись тысячи крестьян в поисках лучшей доли и земли. Это движение вошло в историю как «поход в Таврию за волей». Однако здесь крестьяне попадали в кабалу к местным помещикам и немцам-колонистам.