Каменная Могила: история появления и толкование петроглифов

Источник: Михайлов Б. Д. Каменная Могила. — Днепропетровск : Промінь, 1976.

Бескрайняя приазовская степь... Здесь, вблизи трассы Москва-Симферополь, в 18 километрах к северу от Мелитополя, раскинулся каменный холм из нагроможденных глыб. В народе его прозвали Каменной могилой.

Выветренные миллионами лет, обросшие зеленым лишайником, эти глыбы, разнообразные по форме и фантастические по очертаниям, производят впечатление безмолвного величия.

Много легенд сложено об этом чуде природы. Вот одна из них.

Провинился чем-то богатырь Богур перед Аллахом, и тот наказал богатыря:

Повелел вырывать руками из ближнего горного кряжа камни и сложить из них на берегу Молочной такой высоты гору, с которой во все стороны была бы видна степь. Исполняя веление Аллаха, Богур рвал из кряжа громадные глыбы камня, переносил их на себе и складывал один на другой на указанном Аллахом месте; для скорейшего исполнения работы он прибегнул к хитрости, неплотно укладывая камни, и когда более чем наполовину работа была уже сделана, Богур, встаскивая глыбу, неосторожно оступился и провалился в умышленно оставленные им между камнями щели, завяз там и умер с голоду. Такое наказание постигло его за желание обмануть Аллаха! После этого Аллах повелел ветру засыпать песком все щели между камнями и тем закрыть тело батыря Богура, кости которого и поныне находятся ущемленными между камней; место же то стало называться Камень-горой.

(Дзякович П. К. Очерк города Мелитополя... Мелитополь, 1898, с. 26–27.)

Каменная могила — уникальный памятник в геологическом и историческом плане. История образования его очень проста: это остаток песчаника сарматского яруса третичной эпохи, который в первоначальном состоянии представлял собой остаток морской мели.

В период таяния ледника, граница которого достигла района современного Днепропетровска, «большая вода», стекая к югу, вымыла большой каменный остров, который вследствие углубления русла реки Молочной оказался на поверхности. Под влиянием размывания и выветривания первичный щит песчаника раскололся. Обломки сползали по песку, образуя своеобразный каменный холм, пещеры и гроты.

Сейчас высота Каменной могилы достигает 12 метров, а на площади около трех гектаров насчитывается свыше трех тысяч плит.

глыбы Каменной могилы
Этим каменным глыбам более 14 миллионов лет

Первые сведения о Каменной могиле появились в конце XIX века, когда известный археолог Николай Иванович Веселовский, на долю которого пришлись сенсационные открытия скифских древностей, случайно побывал на Каменной могиле и опубликовал в «Отчетах археологической комиссии» свои впечатления от рисунков первобытных людей, увиденных в пещерах и гротах этого удивительного творения природы.

Только в советское время стали возможными исследования наскальных рисунков в приазовской степи. Начиная с 1932 года здесь работали научные сотрудники Мелитопольского краеведческого музея, позже — Азово-Черноморская археологическая экспедиция АН УССР под руководством Отто Николаевича Бадера, в разные годы здесь вели поиск известные советские археологи Валентин Николаевич Даниленко, Михаил Яковлевич Рудинский, Владимир Гладилин. На потолках пещер и гротов было обнаружено много наскальных изображений, прекрасных по своему исполнению, глубоко реалистических, дающих представление о хозяйстве первобытных жителей Приазовья, об их духовной культуре и жизни.

изображение животного в гроте колдуна на Каменной могиле
Изображение животного на карнизе «грота колдуна»

Здесь на потолках пересекаются рисунки разных исторических эпох: эпипалеолитической (мезолит), неолитической, медно-бронзовой и даже средневекового времени. На фоне линейно-геометрических композиций расположены изображения домашних и диких животных, полуфантастические рисунки человека, отпечатки рук и ступней. Эти изображения наносились на поверхность песчаника не краской, как, например, во Франции, Южной Африке или в Гекамських горах на Кавказе, а протирались куском твердого камня.

изображение стопы в сандалии на Каменной могиле
Стопа в сандалии

Древние люди были беззащитны перед стихиями природы и не могли объяснить многие явления: грозу, дождь, огонь, смерть, поэтому наделяли их сверхъестественными силами. По верованиям первобытных людей, обряды, осуществляемые местными колдунами перед изображениями животных, способствовали, например, удачной охоте.

изображение оленя на Каменной могиле
Изображение благородного оленя в «гроте колдуна»

Большой каменный холм в степи привлекал людей, как явление необычное и фантастическое. В их сознании, видимо, возникал вопрос: откуда в выжженной солнцем пустыне каменный холм? Вот почему они облюбовали этот холм и сделали его культовым местом. Именно сюда, в пещеры и гроты этого каменного нагромождения, приходили в те далекие времена древние люди справлять перед охотой свои обряды...

Однако давайте пройдемся по пещерам и гротам этого памятника первобытного искусства, по этому своеобразному подземному «Эрмитажу» Северного Приазовья.

грот мамонта на Каменной могиле
«Грот мамонта»

С северо-западной стороны Каменной могилы находится так называемый «грот мамонта» (плита № 9). Внутри него хорошо видно, что потолок очень задымлен от ритуальных очагов древних людей. В полутьме вырисовываются фигуры животных, выбитые на потолке по технике контурного наброска и протирания (пробивки?) по всей площади. Ранее в центре грота вырисовывалось стилизованное изображение мамонта, которое сейчас хранится в Институте археологии АН УССР. Это изображение, как полагают В. Н. Даниленко и О. Н. Бадер, воспроизводит мамонта, которому более 15 тысяч лет. Тогда уже могучее животное вымерло, но его образ остался жить в легендах. Поэтому он был предметом поклонения первобытных жителей южной степи.

изображение мамонта на Каменной могиле
Изображение мамонта

А теперь обратим внимание на потолок, где изображены четыре рогатых быка. Животные повернулись головами в разные стороны. Не исключено, что здесь следует видеть указания на уже известные человеку части мира. Догадок много, но окончательного ответа еще нет. Можно с уверенностью сказать, что грот был посвящен культу быка ранненеолитической эпохи. Ведь это животное после приручения несло людям все блага: еду, одежду, дом и т. п.

изображения быков на Каменной могиле
Изображения быков

В юго-восточном углу «грота мамонта» видно вертикальную плиту. Ее композиция отображает первобытную магию. Люди воспроизвели образ животных, загнанных в загон. Здесь мы видим глубокую наблюдательность, знание повадок и анатомического строения животных. Изображения относятся к VI тысячелетию до нашей эры.

Следующей эпохой, т. е. развитым неолитом датируются изображения охотничье-рыболовной тематики в «гроте собаки». К этому же времени относятся изображения рыболовецких сетей, лодок, собаки с поднятым хвостом, сцены охоты. Древний художник изобразил среду, в которой он жил. Кроме того, в каменномогильных рисунках спрятаны сюжеты многих неизвестных нам мифов и легенд.

Особое место в жизни людей занимало приручение лошади. Ее изображения есть на так называемых «лошадиных плитах», где мы видим лошадей, колесницы, знаки солнца, ограждения и т. п. Лошади нарисованные в беге с вытянутой головой, с поворотом тела в неожиданном ракурсе. Художник талантливо, несколькими линиями передает динамичное стремительное движение животного.

изображение лошади на Каменной могиле

В гротах № 25-27 изображения лошадей свободно разбросаны. На плитах под ними даже не проведена символическая линия земли, а это свидетельствует о религиозном поклонении быстроногому животному. Древние люди связывали лошадь с космическими представлениями, в этой связи позднее древнегреческий «отец истории» Геродот сообщал, что массагеты (племена кочевников, живших за Волгой) поклонялись богу солнца — Гелию — и приносили в жертву ему лошадей: быстрейшему из богов — быстрейшее животное. Астральный смысл этого изображения подтверждается рисунком на плите № 27, где воспроизведена крылатая колесница. Эти рисунки относятся к эпохе энеолита, т. е. середины IV тысячелетия до нашей эры.

рисунки на Каменной могиле
Рисунки на плите № 25

К востоку от «лошадиных плит» расположена группа плит с изображением десятков человеческих стоп (плиты 34а, 44а). Правда, стопа в сандалии есть и на плите № 28, которая до некоторой степени связывает группу названных плит. Однако здесь они в большем количестве. На одной из плит насчитывается около 50 изображений. Они имеют многочисленные аналогии в первобытном искусстве всего мира. Согласно представлениям первобытного человека, это следы божества, шагающего во Вселенную.

Эти верования связаны с представлениями людей о весенне-полевых работах, с мыслями о воскресении природы с участием солнечного божества. Но есть изображения и стоп животного, напоминающего медведя. Возможно, это образ антипода светлого солнечного божества, которое олицетворяет тьму, мир мертвых и скорби.

Поклонение стопам человека известно и в другом понимании. Так, скифы, как сообщает и Геродот, показывали путешественникам единственную заслуживающую внимания достопримечательность: у реки Тирас (Днестр) отпечаток ступни Геракла, похожий на след человеческой ноги. Геракл в представлении скифов был их прародителем.

следы на Каменной могиле
Следы на плите № 34б

В юго-западной части холма на плите № 49 среди изображений человеческих стоп выгравирован топор с двумя лезвиями, который, символизируя небо, сближаются с рогатой человеческой фигурой на плите № 23 и тем самым связывается с астральными представлениями древних людей. Эти рисунки датируются II тысячелетием до нашей эры.

Отдельную группу рисунков представляют собой изображения на плитах № 36 и 37. Здесь фигуры быков представлены в верхней проекции. Вместе с быками изображено, видимо, солнце. Это свидетельствует о наличии земледельческого культа. Перекрытие же всей композиции «большим крестом», по мнению В. Н. Даниленко, символизирует «астральное направление движения». На второй половине плиты № 37 изображены уже быки, которые влекут волокушу или сани. Слева — изображение большого змея, символизирующего у древних людей божество потустороннего мира, а возможно, это своеобразный путеуказательный символ к заре-тьме. Датируются эти рисунки, как доказал Владимир Гладилин, эпохой бронзы, то есть первой половиной II тысячелетия до нашей эры.

На этом, собственно, можно было бы закончить описание комплексов изображений Каменной могилы, которые просуществовали тысячелетия, но внезапно в десятках случаев мы замечаем следы пересечения замечательных древних рисунков: это следы работы религиозных фанатиков, близких к нашему времени. Своеобразное гашение якобы магической силы предыдущих рисунков, очевидно, связано с борьбой языческой и раннехристианской религии в Северном Причерноморье. Вот почему в пещерах и гротах начертаны монограммы Христа, кресты и т. п.

монограмма Иисуса Христа на Каменной могиле
Монограмма Иисуса Христа на плите № 25

изображение судна с парусом на Каменной могиле
Изображение судна с парусом на плите № 51а

Поднимитесь на каменный холм, и вы увидите на замшелых плитах хорошо отшлифованные поверхности. Это — полисуары. На этих камнях наши предки шлифовали каменные орудия труда. Датируются полисуары энеолитом, есть IV-III тысячелетиями до новой эры.

У подошвы каменного холма древние каменотесы создавали антропоморфные стелы (человекообразные скульптуры), воспроизводя в них образы богов и вождей племени. Одна из них, материалом для которой стал каменномогильный песчаник, была найдена в 1974 году в энеолитическом захоронении вблизи Мелитополя, в селе Константиновке. Каменная могила привлекала кочевников и в более позднее время. В гроте № 25 и нескольких других местах есть изображение коня и всадников, относящихся к Средневековью.

изображение всадника на Каменной могиле
Всадник

Каменная могила в приазовской степи в древнее время занимала значительное место в духовной культуре людей. М. Я. Рудинский в связи с этим писал:

петроглифичний комплекс Каменной могилы в какой-то степени является одним из проявлений того мировоззрения, которое складывалось в пределах широкого культурно-исторического пояса, протянувшегося через Старый Свет от Индии до европейского побережья Атлантики.

(Рудинский M. Я. Каменная могила. K., 1961, с. 140.)

изображение крылатого дракона на Каменной могиле
Крылатый дракон

Распоряжением Совета Министров СССР от 7 июля 1954 года Каменная могила была объявлена заповедной зоной АН УССР. На склоне Красной Горы​​, рядом с могилой, расположен филиал Мелитопольского краеведческого музея.

В экспозиции музея представлены многочисленные оригиналы и копии рисунков из пещер и гротов Каменной могилы, а также предметы материальной культуры, найденные археологическими экспедициями, которые рассказывают о древней истории нашего края.

Музей работает с 10 до 18 часов.

Выходной — понедельник.

Ехать в музей автобусами Мелитополь — поселок Мирный до конечной остановки; Мелитополь — Новопилиповка до остановки Сельсовет.