Ногайская легенда о Кизияре, остатки военного лагеря около Мордвиновки, притчи про Терпенье и легенда про Каменную Могилу (глава из «Очерка города Мелитополя...» Павла Дзяковича)

Источник: Дзякович П. К. Ногайская легенда о Киз-Яре // Очерк города Мелитополя и его уезда в географическом отношении. — Мелитополь: типо-литография Л. Л. Либермана, 1898. — С. 24-27.

Начиная от реки Молочной, у рыбного базара города Мелитополя, далеко в гору и потом горою за Кизиярскую церковь тянется балка, называемая Кизиярской, по имени которой Кизияром названо и селение, правильнее предместье Мелитополя. «Кизияр» — это извращенное татарское слово «Киз-Яр», что значит «девичья балка». Название это, по рассказу старого ногайца из бывших жителей аула Единохты (ныне Константиновки Бердянского уезда), слышанному мной в начале 1860-х годов, происходит вот откуда.

Давно-давно, еще до прихода в Крым татар, на этой балке Киз-Яр (в те времена покрытой густым лесом) жила орда женщин (амазонок), которые только и делали, что воевали с ордами мужчин, живших с ними по соседству.

Это были храбрые женщины, прекрасно рубились, стреляли из луков, ездили верхом и очень часто побеждали и брали в плен мужчин. Управлялись они и водились на войну своей царицей — прекрасной девушкой. Взятых в плен мужчин царица распределяла в мужья своим женщинам-воинам; но жизнь этих мужей была очень незавидна: они должны были исполнять самые тяжелые и черные работы, а если же были ими недовольны, то их без церемонии убивали, а себе брали в плен новых мужей. Из родившихся детей оставляли только девочек, а мальчиков сейчас же убивали. И так это царство существовало, пока в одной из войн царица не была взята в плен мужской ордой, где и влюбилась в царевича; но выйти за него замуж и подчиняться общей участи женщин она не захотела. Заплативши за себя дорогой выкуп, она возвратилась в свое царство, и, не будучи в состоянии победить своей любви к царевичу, с отчаяния сожгла себя на костре на этой самой балке Киз-Яр. Войско ее без храброй и умной царицы разбрелось и было перебито, или забрано в плен. С тех пор балка называется Киз-Яр, «киз» значит «девица», а «яр» значит «балка» (об амазонках, живших в Таврической губернии, между прочим, говорится в «Очерке Таврической губернии» Татаринова 1894 года, страница 85-я).

В окрестностях своих Мелитополь особых достопримечательностей не имеет; но есть места, могущие возбудить интерес. Так, например, верстах в 8 от Мелитополя, возле села Мордвиновки, у Ивановского, или Ефименка, брода через реку Молочную, на крутом ее правом берегу, ясно видны окопы бывшего здесь укрепленного лагеря, а на левом берегу ее же, напротив упомянутых окопов, находится прекрасно сохранившееся звездочное укрепление так называемого миниховского типа. На месте укрепленного лагеря, при прежнем владельце земли Ефименко, была найдена чугунная аршина полтора длиной [чуть больше метра] пушка, известная жителям Мелитополя по пальбе из нее в дни празднования коронования в бозе почившего императора Александра III. Можно предполагать, что на Ивановском броду был жестокий бой между русскими и татарами в 1737 году, при походе графа Ласси на Крым через Арабатскую стрелку, и что остатки упомянутых укреплений относятся именно к этому времени.

В 13 верстах от Мелитополя находится село Терпенье, в начале XIX века населенное последователями духоборческой секты. В 1840-х годах духоборцы, за малым исключением из них лиц, возвратившихся в православие, выселены за Кавказ. При въезде в то селение находится высокий курган (могильник), с которого открывается на много верст прелестный вид на меннонитские колонии, расположенные на левом, бердянском, берегу Молочной. Говорят, что в проезде из Крыма в Таганрог в 1825 году император Александр I на этом кургане имел продолжительную беседу со старшинами духоборческой секты.

Не более 10 лет назад в общественном саду села Терпенья я еще видел деревянный домик, в котором ночевал Александр Благословенный [титул Александра I] в свой проезд через Терпенье, но теперь, говорят, этого домика уже нет, и нельзя не пожалеть, что не было принято мер к сохранению этого домика как памятника посещения села Терпенья Александром Благословенным. Несколько лет тому назад, при обвале земли после дождя в селе Терпеньи обнаружены кости какого-то большого животного, но, к сожалению, меры к охране этих костей не были приняты, и они уничтожены грубой толпой. Случайно уцелевший кусок кости был доставлен мне, и это оказался кусок зуба мамонта, который я и сохраняю.

Верстах в двух от этого селения, в ложбине на правом берегу реки Молочной, находится уединенная дикая скала, состоящая из хаотически нагроможденных громадных каменных глыб. Могила эта в народе называется Каменной, и у ногайцев существовало поверье, что камни эти нагромождены батырем [почетным воином, богатырем] Богуром, которому Аллах в искупление тяжкого греха (какого греха, ногаец мне не сказал, ссылаясь на мое малолетство) повелел вырывать руками из ближнего горного кряжа камни и сложить из них на берегу Молочной такой высоты гору, с которой во все стороны была бы видна степь. Исполняя веление Аллаха, Богур рвал из кряжа громадные глыбы камня, переносил их на себе и складывал один на другой на указанном Аллахом месте; для скорейшего исполнения работы он прибегнул к хитрости, неплотно укладывая камни, и когда более чем наполовину работа была уже сделана, Богур, встаскивая глыбу, неосторожно оступился и провалился в умышленно оставленные им между камнями щели, завяз там и умер с голоду. Такое наказание постигло его за желание обмануть Аллаха! После этого Аллах повелел ветру засыпать песком все щели между камнями и тем закрыть тело батыря Богура, кости которого и поныне находятся ущемленными между камней; место же то стало называться Таш-Даг, что значит «камень-гора». Несколько камней, вырванных богуром, но которые он не успел снести к месту назначения, и до сих пор лежат у подножья горного кряжа, неподалеку от каменной могилы Богура.

Лет 8-10 назад один из терпеньевских крестьян пробрался подкопом в эту могилу и, говорят, нашел там клад, но при этом был сильно придавлен обвалом и долго болел. Как бы в подтверждение этого между крестьянами села Терпенья начали появляться древние серебренные монетки, и с помощью знакомого мне крестьянина, спустя уже несколько лет, мне удалось достать из них три штуки. Монетки оказались овальной формы, очень маленькие, московской чеканки, времен великого князя московского Василия. По имени батыря Богура Богур-Дагом (что значит «Богурова гора») назван был ногайский аул, расположившийся вокруг высокого кургана, с которого Богур, по рассказам, при жизни своей высматривал себе жертвы для своих богатырских подвигов. На месте аула Бугурдаг теперь расположено селение Вознесенка Бердянского уезда, начинающееся верстах в трех от Мелитополя.