Это единственное сохранившееся еврейское кладбище Мелитополя. Находится оно на Красной Горке, возле Пионерской улицы. Всего их было два. Второе находилось на склоне возле нынешней площади Победы, рядом с православным кладбищем, от которого тоже ничего не осталось.
Самое старое из известных захоронений относится к 1892 г., последнее было сделано в 1963 г.
Наибольшее внимание привлекают надгробия в виде деревьев с обрубленными ветвями. Древо жизни — распространенный символ в культуре многих народов, в том числе и у евреев. Логично, что срубленный ствол символизирует смерть.
До революции кладбищем заведовала организация под названием «Хевра кадиша». Она обеспечивала охрану (глядя на нынешний запущенный пустырь, сложно представить, что когда-то здесь сидел сторож), штаб обмывальщиков и обряжальщиков, погребение бедных евреев. Перед Первой мировой войной старостой этого общества был Лазарь Либерман — владелец знаменитой мелитопольской типографии и основатель дореволюционной газеты «Мелитопольские ведомости».
Евреев хоронили без гробов, кроме редких исключений. Точнее, гроб был, но он использовался только для торжественной доставки умершего на кладбище. Тело засыпали землей, предварительно накрыв несколькими досками.
Евреи с трепетом относились к соблюдению всех канонов «правильного» захоронения. Например, Абрам Ливертовский, живший в нижней части современной улицы Кирова и в 1911 г. отравившийся мышьяком, написал в предсмертной записке:
... [Из страховки] дать 100 рублей Талмуд-Торе, чтобы читали псалтырь, похоронить меня как полагается по обряду, взяв в моем сундуке талес [молитвенное облачение], а не завернуть в какой-нибудь грязный, и положить меня в гроб.
Многие люди в то время умерли от туберкулеза. Это была неизлечимая болезнь, косившая как бедных, так и богатых.
Вот поваленное надгробие провизора Якова Френкеля. Яков Абрамович был не только уважаемым мелитопольцем, но и человеком трагической судьбы: он всего полтора месяца не дожил до рождения дочери, скончавшись от туберкулеза.
Евреи сыграли огромную роль в истории Мелитополя. В 1897 году — время, когда активно застраивалась центральная часть города — они составляли около 42 % населения.
Возле еврейского кладбища находится менее известное караимское. Караимы — тюркский народ, то есть родственники крымчаков, татар, турков, казахов и др. Но в то время, как большая часть тюрков следует исламу, караимы исповедуют караимизм — форму иудаизма, что в культурном плане сближает их с евреями. Поэтому неудивительно, что еврейское и караимское кладбища находятся рядом.
По времени караимские захоронения примерно совпадают с еврейскими: со второй половины XIX века по 1950-е гг. Среди сохранившихся полуразрушенных надгробий стоит памятник, установленный мелитопольской караимской общиной в 2009 году.
Надпись на караимском языке сделана кириллицей. Это характерная черта крымских караимов (в Польше и Литве используют латинский алфавит). А до XX века все караимы писали еврейскими буквами.
На обратной стороне — герб караимов Крыма. На нем изображены тамги сэнэк (двурогое копье), калкан (щит), крепостная башня, национальный головной убор и таллет (молитвенное покрывало).
Вот в каком состоянии сейчас находится историческое наследие Мелитополя. Вряд ли здесь когда-нибудь будет музей под открытым небом, поэтому спешите увидеть хотя бы то, что осталось.
Литература
- Кумок В. Н., Воловник С. В. «Евреи Мелитополя», том 1. — Мелитополь : Издательский дом МГТ, 2012.
- ru.wikipedia.org