В этом же году Светлана поступила в ВГИК. Это такое престижное учебное заведение в Москве, аббревиатура расшифровывается как «Всероссийский государственный университет кинематографии имени С. А. Герасимова» (тогда еще институт). Собственно, на этом мелитопольский период жизни Светличной вроде бы заканчивается. Но, если верить газете «Мелитопольские ведомости», не все так просто:
Исключительно светлые жизненные воспоминания связаны у Светланы Афанасьевны с Мелитополем. Потому что здесь родились оба ее сына: как рассказывает актриса, она приезжала в Мелитополь, буквально, за неделю-другую до родов — специально, чтобы в эти периоды рядом с ней была ее мама Мария Федоровна. Бывало, признается Светлана Афанасьевна, что мальчики жили по полгода у бабушки с дедушкой — если того требовала актерская карьера родителей. Но чаще ее сыновья проводили здесь летние каникулы. А сама актриса, как вспоминает теперь, если навещала родителей летом, то с большим удовольствием находила живописные места для купания на реке Молочной, чем на азовских пляжах. Здесь же, в Мелитополе, похоронены ее родители и тетя Екатерина Михайловна — сестра матери, которая очень помогала актерской семье. В Москве у племянницы она не гостила, а по сути, жила по несколько месяцев и брала на себя основной груз бытовых проблем.
Но и сейчас, после смерти родителей, Светлана Афанасьевна не теряет связь с городом, ставшим частью ее жизни. Навещает ставших близкими для нее людей — Ирину и Григория Орешковых — которые по-соседски присматривали за престарелой мамой знаменитой артистки. «Этим людям, — рассказывает Светлана Светличная, — я в знак благодарности за их внимание и участие оставила родительскую 2-комнатную квартиру на улице Пионерской. Но каждый раз, когда я приезжаю в Мелитополь, то останавливаюсь у них — и чувствую себя как дома». А еще, признается Светлана Светличная, у нее нигде больше не бывает таких теплых творческих вечеров, как в Мелитополе — где обычно в зале присутствует много людей, знавших лично ее родителей, друживших с ними и вместе радовавшихся «киношным» успехам их дочери.
В 1960-м Светличная дебютировала в кино, в 1963-м закончила институт, а в 1968-м благодаря роли в «Бриллиантовой руке» стала всесоюзным секс-символом, и неспроста: она стала участницей первой эротической сцены в советском кино.
«Не виноватая я!..»
Саундтрэком ко всему этому действию является песня «Помоги мне» в исполнении еврейки Аиды Ведищевой, также исполнившей легендарные баллады о лесном олене и медведях, трущихся о земную ось. Интересная певица. В один недобрый момент стала запрещенной в СССР (по распространенному мнению — из-за национальности, по признанию самой Аиды — из-за «тяжелой закулисной жизни» и чрезмерной «индивидуальности»). В 1980-м эмигрировала в США, переболела раком третьей стадии и вылечилась.
Роли в кино
- «Колыбельная» (1960)
- «Им покоряется небо» (1963)
- «Тётка с фиалками» (1964)
- «Пока фронт в обороне» (1964)
- «Чистые пруды» (1965)
- «Тридцать три» (1965)
- «Стряпуха» (1965)
- «Мне двадцать лет» (1965)
- «Герой нашего времени» (1966)
- «Не самый удачный день» (1966)
- «Бриллиантовая рука» (1968)
- «Новые приключения неуловимых» (1968)
- «Любить» (1968)
- «Неподсуден» (1969)
- «Держись за облака» (1971)
- «Семнадцать мгновений весны» (1973)
- «Скворец и Лира» (1974)
- «Закрытие сезона» (1974)
- «Когда дрожит земля» (1975)
- «Ты — мне, я — тебе» (1976)
- «Корень жизни» (1978)
- «Место встречи изменить нельзя» (1979)
- «Недопёсок Наполеон III» (1979)
- «Анна Павлова» (1983)
- «День гнева» (1985)
- «Дом на камне» (1994)
- «Нет смерти для меня» (2000)
- «Богиня: как я полюбила» (2004)
- «Куратор» (2008)
- «Гаражи» (2010)