Источник: Михайлов Б. Д. Город в степи // Мелитополь: природа, археология, история. — Запорожье : Дикое Поле, 2002.

Царское правительство понимало, что острота аграрного вопроса и бедственное положение сельского населения и рабочих в стране достигли своего апогея.

Чтобы как-то смягчить критическую ситуацию в сельском хозяйстве и предотвратить революционный взрыв, правительство делает первый шаг — создает кооперативные товарищества, в частности, кредитные, которые должны были стать «прогрессом» в улучшении положения крестьянства при существующем строе.

Источник: Михайлов Б. Д. Город в степи // Мелитополь: природа, археология, история. — Запорожье : Дикое Поле, 2002.

В 1861 году царское правительство вынуждено было отменить крепостное право, но Мелитопольский уезд относился к числу местностей, где почти не было крепостного права. Здесь за земледелие брался главным образом свободный крестьянин или немец-колонист, а на помещичьих землях трудились наемные рабочие-батраки (в разгар полевой страды на Мелитополыщине использовался труд более 150 тысяч рабочих-батраков). Естественно, развитие экономики и производительных сил края шло несравненно быстрее, чем в центре, обремененном пережитками крепостничества. Однако в мелитопольских селах, например, в селе Анновке грабительская реформа вызвала возмущение крестьян.

Источник: Михайлов Б. Д. Город в степи // Мелитополь: природа, археология, история. — Запорожье : Дикое Поле, 2002.

В 1842 году Императорским Указом, в связи с новым административным делением Таврической губернии, было определено:

Уездными городами назначить: в Мелитопольском уезде казенное селение Ново-Александровку, наименовав оное Мелитополем... Возложить на обязанность местного начальства — составить для города Мелитополя приличный герб и план, и оные предложения обустройства хозяйственных способов сего города.., внесть на утверждение... даровать городу Мелитополю все правила и преимущества... обратить в мещане тех жителей... которые изъявят на это желание; а прочих оставить в состоянии поселян...

Источник: Михайлов Б. Д. Заселение Дикого Поля // Мелитополь: природа, археология, история. — Запорожье : Дикое Поле, 2002.

Духоборы! Кто они? Откуда появились, какова их религия? Это и сегодня остаётся загадкой. Всё дело в том, что сами верующие не знают своей первоначальной истории. В цивилизованном мире они стали широко известны в 70-х годах XVIII века, когда в Российской империи произошел пугачевский бунт, где среди повстанцев находились и духоборы.

Судьба духоборов трагична, но в сердцах этих людей всегда соединялась сила духовности и веры с беспримерными моральными идеалами. Не случайно с духоборчеством связаны такие корифеи культуры, как Г. С. Сковорода и Л. Н. Толстой.

Страница 4 из 4