«Просвіта»

Источник: Михайлов Б. Д. Годы испытаний... // Мелитополь: природа, археология, история. — Запорожье : Дикое Поле, 2002.

В 1921-1925 годах большие трудности испытывали образование и культура. Причинами столь грустных явлений стали война и голод. Запорожский губполитпросвет 2 июня 1921 года отметил следующее:

Отсутствие литературы как научной, так и агитационной не даёт возможности развернуть политпросветительскую работу в должной мере. В уезде (Мелитопольском) имеется целый ряд театров («Просвіта» — авт.), которые заполняются крестьянскими массами, что даёт возможность проводить широкую политико-просветительскую работу, и никакие другие методы не дадут плодотворных результатов, как только работа в деревенских театрах, принимая во внимание революционность Мелитопольского уезда и стремление к Советской власти.

Как видим, главный агитационно-пропагандистский орган губернии сделал вывод, что «театр», куда стекалось фактически все население сел и города, явился центром просветительной работы. В городе начали функционировать 2 начальные школы и 7 семилетних трудовых школ, где обучалось более 3 тысяч детей. Открылись несколько ликбезов и школы фабрично-заводского обучения, педагогический и социально-экономический техникумы. Активно работали народный дом, театр, кинематограф, 3 клуба, 8 библиотек. В Мелитополе работали 3 общеобразовательные школы, 16 школ грамоты, 227 изб-читален, 50 общих клубов, 5 клубов рабочей молодёжи. Преподавание велось на русском и украинском языках. Однако процент учителей-украинистов составлял менее половины. Так, в 1924-1925 годах из 4 259 учеников на родном украинском языке обучалось всего 1 508 детей.

Признавая «революционность» трудящихся масс в нашем крае, советская власть тем не менее ставила главной задачей перед политработниками «промывание мозгов» и пропаганду «коммунистических идей», особенно это было необходимо в условиях голода 1921-1923 годов, когда, по сути, формировалась полная покорность человека новой власти...

С этой целью в городе и селах уезда создавались школы партийных и советских работников. Так, в городе их функционировало 2, а в уезде — 1 партшкола и 4 школы политграмоты...

Большую работу развернула «Просвіта» им. Б. Гринченко (Б. Д. Гринченко (1863-1910 гг.) — известный украинский писатель, языковед, лидер Украинской Демократической партии) , активисты которой отдавали много сил пропаганде украинской литературы среди населения и особенно среди молодёжи.

Многонациональный Мелитопольский край в своём составе имел более 50 процентов украинцев, которые за время господства российского царизма потеряли культуру и язык — многие из них просто обрусели. Повсюду в «Просвіту» вступали все желающие, а активистами общества становились учителя, врачи, фельдшеры; в сельской местности — комнезамовцы. В 1920-1921 годах «Просвіта» распространила свою деятельность на все села уезда. В самом городе «Просвіта» организовывала вечера украинской культуры, читала лекции из истории Украины, а также имела библиотеку из 1 240 книг. В селах уезда находились филиалы, как, например, в Кизияре, Новониколаевке (Шульговке) и Ефремовке. В уезде в начале 1921 года работало 36 ячеек «Просвіти», а на 1 октября уже 70, которые находили широкую поддержку и понимание среди украинского населения (в 1922-1926 гг. начался процесс «украинизации» в «деле производства» учреждений «фабрик и заводов»).

30 сентября 1921 года городская «Просвіта» обратилась с письмом в Укомпросвет с просьбой разрешить открыть в Мелитополе центральную украинскую библиотеку научной и исторической литературы. Вскоре в городе такая библиотека была создана, первым её директором, как и музея краеведения, стал учитель Д. Я. Сердюков (музей краеведения открыт 1 мая 1921 года).

В 1922 году «Просвіта», согласно директивам «сверху», претерпевает реорганизацию и получает новое название «Червона Просвіта». Однако «сходу» переориентировать ее работу в коммунистическом духе не удалось. Только 27 мая 1927 года был созван съезд культпросвета для дальнейшей реорганизации общества.

Голод 1921-1923 годов не мог не сказаться и на «Просвіті». Повсюду работа на «местах» то затихала, то вновь набирала силу. Часто закрывались клубы, каждый думал, как выжить, а выжить было непросто...

В докладе заведующего губкомпросветом (март 1922 г.) отмечалось, что:

По уездам положение с клубами самое удручающее из-за свирепствующего голода. Хаты-читальни и «Просвіти» не функционируют, точных данных и характеристик-причин с уездов не поступает... все мелкие библиотеки закрыты... изъяты контрреволюционные произведения, изъяты религиозная и монархическая литература... в колоссальном количестве.

И тем не менее, в городе и уезде продолжали работать 62 организации «Просвіти», была учреждена газета «Думка» (1923-1926 гг.) на украинском языке вместо русскоязычной «Советский путь» (1923 г.). Позднее, с 1927 года, в городе станет выходить газета «Радянський степ», также на украинском языке.