Пожалуй, из всех зданий, которые находятся на нынешней улице Свердлова, лишь одно используется по прежнему своему назначению — здание булочной напротив «Универсама». До революции здесь размещалась булочная купца Черникова, который в конце XIX — начале XX вв. был городским головой Мелитополя. Чуть дальше, на месте «Рембыттехники», находилась аптека Райха. В ней не только продавали медикаменты, но и делали различные анализы: и медицинские, как в нынешних поликлиниках, и санитарные (воды, продуктов, спиртного), и даже технические (воска, гарного масла, минералов и др.). Трудно представить такое в современных аптеках, не правда ли?
Вообще, если верить адрес-календарю «Весь Мелитополь» на 1914 г., то на Мариинском проспекте разных магазинов, лавок, мастерских и других заведений было столько, что просто яблоку негде было упасть. Вот только указать точно, где они находились, очень трудно, так как фотографий сохранилось мало, а в справочниках тех лет давался приблизительный адрес: на какой улице и в чьем доме располагается фирма, и какие заведения находятся рядом.
Например, в доме Богуславского рядом с театром «Модерн» находились меблированные комнаты Д. Л. Маршака «Таврида», а в доме Купенко располагался магазин Д. А. Столяра, в котором продавали часы, бриллианты, золото, серебро (так называемое серебро кубачи. Кубачи — древнее поселение Дагестана. В старину здесь делали военные доспехи. И стиль кубачи прославился на века), мельхиоровые изделия, самовары и оптику «из лучших фабрик». При магазине работала мастерская, где занимались починкой часов, золотых вещей и граверными работами. Такие же услуги оказывал и Г. А. Гилоди, помимо этого торговавший динамо-машинами, электромоторами и счетчиками.
Магазин Б. М. Мангуби предлагал «большой выбор мужского и дамского белья», а также чулки, перчатки, зонты, корсеты, кошельки, парфюмерию и работал под любопытным девизом: «Меньше пользы — больше торговли!» Последняя строчка объявления, напечатанная мелким шрифтом, гласила: «Всякое недоразумение удовлетворяется немедленно». Также на Мариинском проспекте можно было приобрести мебель и зеркала — в магазине И. Ц. Хондраша «Свой труд», одежду — в магазине готового платья И. Ф. Шульман, музыкальные инструменты и граммофоны — на складе у Ш. А. Столяр.
Но и это еще не все. В доме № 5, напротив театра «Модерн», открыл свой салон театральный парикмахер С. И. Драпкин. Кроме стрижки и бритья, он занимался также продажей театральных париков и подрабатывал гримером и режиссером на любительских спектаклях. Напротив Александро-Невского собора находилась модная мастерская С. Б. Стуль, в которой шили на заказ верхние платья, костюмы и юбки. А рядом с театром «Модерн», в уже упоминавшемся доме Богуславского, располагались прачечная и красильная Л. Д. Шер.
О зданиях на ул. Почтовой тоже известно немного. Как можно понять из названия, здесь находилась почта, возможно, даже в здании нынешнего почтового отделения. По другую сторону улицы, за аптекой № 16, сохранилась часть помещений земской больницы, построенной в 1871-73 гг. По этой же стороне находился дом караима Хаджи (теперь горфинуправление).
Сейчас уже ничто не напоминает о том, что на этой улице находилась первая городская библиотека. Она была создана в 1904 г. на пожертвования частных лиц и размещалась в небольшом помещении. Содержалась библиотека обществом помощи бедным евреям города, которое в 1910-11 гг. построило трехэтажный дом на Почтовой улице (возле перекрестка ул. Свердлова и Чернышевского) и выделило ей третий этаж. Во время Великой Отечественной войны это здание было разрушено и после освобождения города библиотеку разместили в здании на ул. Свердлова, 22. В 1949 г. ей было присвоено имя М. Ю. Лермонтова, которое она носит до сих пор. А на месте послевоенного пристанища библиотеки теперь пустырь, огороженный бетонными плитами.
История этой улицы очень похожа на мозаику, в которой не хватает многих фрагментов. Кто знает, может, со временем их удастся найти?
«Здесь была стометровка, здесь назначали свидания...»
На ул. Свердлова я поселился в 1957 г. и прожил там несколько лет, — вспоминает Вилен Николаевич УСИКОВ. — Дом мой находился недалеко от здания библиотеки им. Лермонтова, которое, к сожалению, не сохранилось. Здание было очень красивое, построенное в стиле русского модерна конца XIX в., с коваными решетками, балконами и т. д.
В то время это была одна из самых зеленых и оживленных улиц в городе. Зимой здесь катались на санках дети. Разогнавшись от перекрестка ул. Свердлова и Чернышевского, можно было докатиться до здания типографии. Для стариков же эта улица была очень скользкой, поэтому ее посыпали отходами из печных топок. В 50-е годы эта улица была главной связкой между ул. К. Маркса и проспектом Б. Хмельницкого (лестницу построили в первой половине 60-х). Здесь располагался городской очаг культуры — ДК им. Шевченко (сейчас в этом здании Центр культуры и искусств МГПУ), где проводились танцевальные вечера. Здесь собиралась молодежь со всего города. Те, кто не мог достать билеты на вечер в ДК им. Шевченко, шли в клуб МИМСХа, поднимаясь вверх по улице Свердлова. В такие вечера на улице было полно народу. Она была жизненной артерией города, а ее пересечение с ул. К. Маркса — тем местом, где родилась так называемая стометровка: отрезок ул. К. Маркса от бывшего гастронома Зайончика (часть первого этажа в здании нынешнего социально-гуманитарного факультета МГПУ) до ул. Дзержинского. На этом участке прогуливалась молодежь: парни по одной стороне улицы, девушки — по другой. Чтобы привлечь больше людей, Дом культуры проводил танцевальные вечера и здесь.
На углу ул. Свердлова и К. Маркса находился бульвар, своего рода маленький парк. Здесь было много зелени, цветов, стояли киоски с газированной водой и скамейки. В этом оазисе мы назначали свидания. Напротив — там, где памятники Пахомову и Бронзосу, находился хлебокомбинат. Отапливался он углем, и все вокруг — и ДК, и горком партии (теперь музей), и швейная фабрика (теперь социально-гуманитарный факультет МГПУ), — заносилось сажей. Когда хлебокомбинат перенесли, улица стала намного чище и все вздохнули свободно.
На ул. Свердлова жили многие интересные люди — такие, например, как мой друг Марк Шевелев, мелитопольский поэт, который живет сегодня в Германии; Владимир Самофалов, директор городского парка в конце 70-х годов. Здесь было много участников войны, один из них, Леонид Милюков, создал городской клуб фото-художников «Спектр». А в верхней части улицы, за МИМСХом, жил Григорий Чухрай, впоследствии известный кинорежиссер.
Роман Клочко